Очень так, да. Чувствую накопление в себе этого бессилия. И смирения с ним. Одна из тяжелых особенностей работы психологом для меня - это поистине сизифово бессилие, которое с неизбежной периодичностью проезжается по душе. Работаешь, кусочек за кусочком, миллиметр за миллиметром вместе с клиентом возвращаем его ему же самому, собираем по крохам ресурсы - и всё это в один момент может откатиться назад, почти на исходную точку. Какое-то внешнее событие, попадающее в болевую точку (и для совладания с которым еще не успели набрать достаточно устойчивости и самопринятия), или мое собственное неосторожное слово - и все, злобное и разрушительное начало берет реванш. "Я же говорил что всё это бесполезно и ненужно!" - включается обесценивающий голос, при помощи которого человек привык издеваться над собой. Причем этот голос не предлагает альтернатив, кроме возвращения к привычному отчаянию и самоуничтожению. И все, откат.
Бессилие тут разворачивается тремя гранями... Первая - ты никак не предотвратишь того, что ты действительно можешь сделать что-то неосторожное или в жизни клиента что-то произойдет, и его боль вспыхнет снова, сметая весь тот прогресс, который был достигнут. Никак - эти откаты неизбежны...
Вторая грань бессилия - ты видишь, как много прошел человек, как близко он может быть от... - и ты никак не объяснишь ему этого. Разум и логика бессильны там, где человека захлестывает его боль.
Третья грань бессилия - никто не может гарантировать, что человек выдержит это падение и придет к тебе на следующий раз, чтобы возобновить всё сначала. Для того, чтобы пришел, и существуют терапевтические отношения - возможность вместе проживать этот процесс, и идти дальше. Но мы не боги и клиент может больше не вернуться. И ничего с этим не поделаешь. Остается ждать следующей встречи.